Учебный Класс
Архив рассылки для подписчиков тг-канала и курса "Введение в Аюрведу".
Подпишитесь на учебный курс "Введение в Аюрведу" и узнайте основы Аюрведы за 4 занятия. Основной акцент в курсе делается на аюрведическое питание.
Телеграм-канал
"Питание для здоровья"
Как составлять себе диету, если есть противоречия в источниках?

11.10.2012

В сегодняшнем сообщении разберем два письма с похожими вопросами. Речь идет о ситуациях, когда одни  и те же продукты в одних источниках обозначаются как благоприятные для доши, а в других как неблагоприятные. Вот эти письма:

Здравствуйте
У меня возник вопрос о продуктах подходящих людям конституции Питта. Я прочитал статью на сайте о Питта конституции и о продуктах благоприятных для нее, после этого я получил рассылку курса о вата и питта конституциях, в ней также есть небольшая таблица где перечислены продукты питания для питта. Я обнаружил что в рассылке и на сайте в статье с очень подробной таблицей рекомендации немного расходятся например абрикосы, творог в рассылке пишется что нельзя в статье что можно. И проясните пожалуйста по поводу лимона.


И второе письмо:

Здравствуйте, у меня вопрос по питанию, разные источники говорят о правильном питании чтобы сбалансировать дошу, я нашел в них противоречия по сладкому, молочным продуктам, бобовым, можно ли полностью доверяться вашему рациону или как подобрать мне питание, Викрити В94П79К39, ПРакрити В13П16К3, заранее спасибо

Ответ:

Самое главное, что нужно в Аюрведе осознать, что она полностью индивидуальна. Это значит, что все методики оздоровления и лечения подбираются непосредственно под каждого конкретного пациента.

Древние аюрведические источники основное внимание уделяют описанию аюрведических принципов, на основании которых назначаются оздоровительные меры строго индивидуально. И это не вызывало никаких вопросов, пока Аюрведа находилась в ареале своего распространения.

Но вот Аюрведа вышла на Запад и здесь сразу же столкнулась с совершенно другим менталитетом, который уже требовал не просто описания каких-то принципов, а конкретных рекомендаций в тех или иных случаях. Собственно, если судить по изложению этой науки в современных книгах, изданных на Западе, то сами аюрведические принципы особо-то никого и не интересуют - всем нужны были таблицы и схемы, в которых бы было четко указано, как, что и когда делать.

И такие  таблицы были сделаны и  широко растиражированы в журналах и книгах. Описание же самих принципов стало сводиться к минимуму. Многие принципы в современной популярной литературе не описываются вообще.

Если мы откроем древний текст Аштанга Хридайам Самхиту, который сейчас вполне доступен в Интернете сразу в нескольких вариантах перевода, то обнаружим, что никаких схем и таблиц в нем нет. Зато есть подробнейшее описание принципов, на основании которых принимаются решения о назначении  тех или иных средств. При этом описание  самих средств подробным назвать нельзя. А зачем? - Ведь по аюрведическим воззрениям абсолютно всё в этом мире может служить лекарством. А значит просто невозможно в книге описать всё, что только бывает в мире. Гораздо проще описать принципы подбора оздоровительных средств, на основании которых аюрведист подберет средство из того арсенала, который есть под рукой.

Итак, здесь мы подходим к сути вопроса из писем: почему есть противоречия и как их решать?

Противоречия есть, потому что каждая таблица составлялась своим автором. На самом деле, авторов не много: Дипак Чопра, Роберт Свобода, Васант Лад, Дэвид Фоули. Именно их данными мы пользуемся. Это опытные аюрведисты, но по каждому продукту у них свое мнение. По большинству продуктов эти мнения совпадают, так как все авторы пользуются одними и теми же принципами подбора продуктов для каждой доши. Но по некторым позициям мнения расходятся.

Чтобы понять, почему это происходит, нужно понимать те принципы, по которым происходит подбор продуктов. Сейчас я даю данные, на основании которых Вы сможете составить собственные таблицы непосредственно для себя.

Итак, основной критерий, по которому подбираются продукты - это вкус. Древние источники четко указывают, какие вкусы на какую дошу как действуют. Это легко - смотрите сами:

Вату снижают Сладкий,  Кислый, Соленый вкусы
Вату повышают Острый, Горький, Вяжущий вкусы

Питту снижают Горький, Вяжущий, Сладкий вкусы
Питту повышают Кислый, Острый, Соленый вкусы

Капху снижают Острый, Горький, Вяжущий вкусы
Капху повышают Сладкий, Соленый, Кислый вкусы

Вкусы перечислены не абы как, а в порядке уменьшения силы действия. То есть, для Питты, например, горький вкус самый полезный, а сладкий, хоть и полезен, но действует слабо. А кислый вкус самый вредный, но соленый вкус, хоть и вреден, но действует слабо.

Вот теперь можно разобраться с практическими примерами. Возьмем абрикос, про который спрашивалось в первом письме. Абрикосы могут быть сладкие, кислые и кисло-сладкие. Чтобы определить вкус продукта, его надо попробовать:)

Если исследователю попался кислый абрикос, то он однозначно скажет, что Питтам абрикосы не подходят. Возможно, другому исследователю попадётся сладкий абрикос - тогда он скажет, что этот абрикос Питтам вполне благоприятен.

А если абрикос кисло-сладкий? - Мы теперь знаем, что кислый вкус для Питты сильно неблагоприятен, а сладкий слабо благоприятен. В итоге, такой кисло-сладкий абрикос для Питты лучше не рекомендовать, так как сладкий вкус хоть и перекрывает кислый, но его силы может не хватить, чтобы неблагоприятное действие кислого вкуса перекрыть полностью.

Такие же исследования можно провести по любому продукту, который есть в распоряжении конкретного человека. Эти исследования можно назвать основными и они доступны любому человеку, знающему учение о вкусах.

Конечно, опытные аюрведисты еще оценивают качества продукта. Имеются в виду такие качества, как сухость-влажность, жар-холод и т.п.. Все двадцать качеств очень подробно мы рассматриваем в первой части Базового курса Аюрведы в Разделе для Слушателей.

Например, гречка сухая, а рис влажный (слизистый). Качество сухости полезно Капхам, а качество влажности полезно Ватам. Поэтому похудеть на гречке можно, а на рисе нельзя. Однако, если рис лишить его слизистости, обильно промыв готовое блюдо и сдобрив его специями, то он станет вполне допустимым уже и для Капхи. То есть, Аюрведа дает нам понимание еще и о того, как качества продуктов можно изменять, чтобы неблагоприятные продукты сделать благоприятными.

Еще продукты могут быть холодными и горячими - это тоже оценивается: холодные продукты благоприятны для Питты, а горячие для Ваты. И так далее по всем качествам.

Исследовав всю совокупность признаков, аюрведист принимает решение, в какую группу продукт отнести - к благоприятным для доши или неблагоприятным. Но, еще раз уточню, что у каждого аюрведиста может быть свое мнение. И теперь, зная информацию о действии вкусов, Вы тоже сможете иметь свое мнение по каждому продукту.

Даже если кроме действия вкусов Вы больше ничего не знаете, то Вы все равно сможете сделать хотя бы первичную оценку продукта. А так как у Вас есть самый точный инструмент для исследований - Ваше тело, то Вы сможете сделать и достаточно точную оценку.

Попробовав продукт, Вы сможете определить вкус и тем самым на первичном (грубом) уровне решить, подходит он Вам или нет. На основании такой оценки самые неподходящие продукты отпадут сразу же и потому в ходе дальнейших исследований какой-то вред Вы себе не нанесете никак.

На втором этапе проверки продукт надо уже не пробовать, а принимать в пищу. Естественно, признаки дош надо при этом помнить. За время от нескольких минут до нескольких часов Вы поймете, как продукт действует конкретно на Ваш организм, как он двигает доши.

Например, на фоне какого-то продукта или блюда кожа стала суше. Значит продукт имеет качество "сухости", что делает его нежелательным на фоне дисбалансов Ваты.

Таким способом Вы сможете не только решить все противоречия, которые встречаются в разных источниках, но и составить свою личную таблицу продуктов, благоприятных лично Вам.

Будьте здоровы!

P.S. Первое письмо заканчивалось вопросом о лимоне.  В одной из рассылок эта тема рассматривалась - читайте в архиве:

Поиск по сайту Школы:
Подпишитесь на рассылки:
1. Учебный курс
Введение в Аюрведу
Рассылка курса "Введение в Аюрведу" ведется сервисом рассылок "Дашамэйл". Нажмите на кнопку "Подписаться!" для перехода к подписке на сайте "Дашамэйл" (откроется в новом окне).

2. "Введение в Аюрведу в вопросах и ответах"

В рассылке публикуются ответы на вопросы подписчиков, начавших изучать и практиковать Аюрведу самостоятельно в домашних условиях. Рассылка ведется через старейший рассылочный сервис Рунета Subscribe.Ru

Для подписки нажмите на кнопку ниже и перейдите на страницу рассылки на сайте Subscribe.Ru
Рассылка 'Введение в Аюрведу в вопросах и ответах'
Задайте свой вопрос для обсуждения в рассылке: перейти в Службу Поддержки>>>
Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ссылкой в соц.сетях:
Описание и Правила:

Учебный Класс Виртуальной Школы Аюрведы предназначен для размещения информации, имеющей практическое применение учащимися Школы. Сюда же помещаются дополнительные материалы к курсам Школы.
 
Все сообщения распределены по рубрикам. По мере развития Школы будут появляться новые рубрики.

Правила перепечатки:

Все материалы Учебного Класса могут свободно перепечатываться на других сайтах при обязательном условии указания на источник – сайт https://ayurveda-land.ru/