15.09.2011
Письмо:
Читаю книгу Зеланда о сыроедение. Что говорит аюрведа по поводу приготовления пищи на огне?живая неживая пища,уместны ли эти разговоры? Ваше мнение об этом.Ответ:
Информация на эту тему уже была
здесь, но раз вопросы продолжают поступать, то, видимо, нужно четче обговорить позицию Аюрведы по данному вопросу.
Итак, есть два крайних типа - Вата и Капха, которые относятся к сыроедению прямо противоположным образом.
Ватам сыроедение совершенно не подходит. От сырой пищи и без того слабое пищеварение Ваты перенапрягается и останавливается, что грозит Ватам несварением со всеми вытекающими отсюда жесткими последствиями.
Капхам, наоборот, сыроедение очень даже подходит. На сырой пище Капхи чувствуют себя замечательно. Их организм, склонный к накоплению шлаков, очищается. Желание спать у Капхи проходит и эти мощные люди могут свернуть горы, питаясь только лишь одной сырой пищей (или написать горы книг о сыроедении:) ).
Очень жаль, что различные проповедники сыроедения (как и других оздоровительных систем) ставят всех людей в одну шеренгу и навязывают всем свою точку зрения. Положение спасает только то, что интуитивно Ваты в основном не склонны читать такую литературу, так как это "не их тема". А вот Капхи же как раз все время ищут способы "похудеть" и "очиститься", поэтому являются благодарной аудиторией таких авторов.
В целом с книгами проще - они своего читателя находят, а те люди, кому такие книги неинтересны, просто проходят мимо. Гораздо хуже, когда такой "праведник" заведется дома. Решив с помощью сыроедения (пития мочи, голодания и т.п.) какие-то свои проблемы, такой человек просто не дает жить своим домочадцам, навязывая им свои взгляды. Не учитывая при этом, что члены семьи могут быть совершенно других типов конституции, которым сыроедение (голодание и т.п.) может быть не только неполезно, а прямо противопоказано.
Что касается Питты, то, как уже
говорилось в предыдущий раз, эта доша средняя, а значит может позволить себе и то, и другое. Но без крайностей, без фанатизма, которым как раз именно Питты грешат чаще всего. То есть, в рационе Питты сырой и приготовленной пищи может быть примерно наполовину.
Разговоры же о том, что пища "живая" или "неживая", как минимум, просто смешны. В желудочно-кишечном тракте любая пища становится неживой, распадаясь на составные элементы. Просто давайте вспомним, кем (и для кого) пишутся эти книги.
Пишутся они Капхами. И для таких же Капх, как они сами. А что такое Капха? Это восторженный любвеобильный тип, которому свойственны именно такие эпитеты и даже еще более высокопарные слова и обороты.
Другие доши выражаются совсем другим языком. Питта, например, скажет, что продукт имеет столько-то полезных веществ в своем составе. А Вата не скажет ничего, потому что ей, грубо говоря, вообще на это наплевать - у Ваты миллион дел одновременно и думать о том, что она на бегу закидывает в рот, ей некогда:)
Аргументы, что сырая пища содержит ферменты, которые помогают ее же переварить, тоже, на мой взгляд, весьма сомнительны. Сырая растительная пища, действительно, содержит в клетках протеолитические ферменты, которые способны разрушить (переварить) клетку. Однако, надеяться на них я бы не стал. Процесс долгий. И если ждать, пока пища переварит сама себя, то дело может закончиться опять же несварением. Пищеварительные ферменты желудочно-кишечного тракта вступают в работу уже в полости рта, начиная переваривать крахмалы. В целом же за час-другой съеденную пищу уже совершенно не узнать - настолько сильно она обработана ферментами ЖКТ. Такая скорость расщепления для собственных протеолитических ферментов растительных клеток просто невозможна.
Еще раз уточняю, что самая слабая пищеварительная система у представителей Вата-типа. Им бы эти протеолитические ферменты были бы ой как кстати. Но нет же. Именно Ваты от сырой пищи страдают сильнее всего.
Поэтому, подводя итог, можно сказать, что идея сыроедения в целом хорошая, но подходит она не для всех.