Кому можно соблюдать пост Экадаши и почему запрещены грибы?
22.06.2017
В сегодняшнем выпуске рассылки мы с Вами разберем письмо постоянного читателя и автора многих вопросов:
Здравствуйте Евгений! Вопрос про пост Экадаши, объясните, пожалуйста, кому можно и нужно соблюдать, а кому не желательно.
Аштангахридаям 1.8
«Во время поста несбалансированные доши приходят в равновесие, пищеварительный огонь разгорается, состояние тела и ума нормализуется. Кроме того, достигается физическая легкость, здоровый аппетит и жажда, хорошее настроение и пищеварение, так же, как сила и энергия».
Ситрастханам 14.17
«Чистота чувств и двигательных органов, правильное очищение, легкость тела, здоровый аппетит, своевременное проявление голода и жажды, чистота района перикарда и горла, расслабление тела, бодрость, свобода от лени - таковы блага, приносимые постом».
Еще вопрос, нужно ли замачивать орехи перед употреблением и почему грибы относят к тамасичным продуктам в гунне невежества, полезны или вредны грибы?
«Согласно «законам Ману» грибы, как и растения, произрастающие из нечистого места, непригодны для питания «дваждырожденных» (гл. V - 5). «Дваждырожденный, сознательно поедающий грибы ... становится изгоем» (V - 19). И далее: «Древние индусы питали такое отвращение к грибам, что «те, кто ел грибы, произрастающие как на почве, так и на деревьях, виной приравнивались к убийцам брахманов и были самыми презренными из совершивших смертный грех». Спасибо!
Ответ:
Разобраться с Экадаши будет просто, если провести аналогию с сегодняшнем днем. В любом современном обществе можно отдельно выделить религию и отдельно медицину. В религии есть религиозный пост, который рекомендован всем, кроме тех, кто имеет противопоказания по здоровью. Кто такие противопоказания имеет, те о них знают и от поста воздерживаются. Всем остальным обращать внимание на этот вопрос не обязательно.
То есть, люди здоровые или не имеющие специальных противопоказаний, пост могут проводить так, как рекомендует их религия.
Для тех, кто придерживается ведического образа жизни, действуют такие же правила. Не все считают Веды религией, но в любом случае в Ведах, как и в любой современной религии, есть свод правил обыденной жизни. И в том числе в них даны правила, как поддерживать здоровье на высоком уровне длительное время. Эти правила пригодны для всех более-менее здоровых людей, они не обременительны и могут выполняться довольно легко.
Совсем другое дело, когда речь идет о медицине. Аштанга Хридайам Самхита — это уже медицинский трактат. Когда Аштанга говорит о посте, то имеет в виду не профилактический пост для здоровых, а лечебный пост для лечения больных.
Причем, в зависимости от болезнетворного процесса, Аштанга выделяет два противоположных метода лечения: пост и питание.
Если очень упрощенно, то худых и изможденных Аштанга призывает питать, а полных и страдающих от избытка Амы та же Аштанга заставляет соблюдать пост. Вот цитаты (переводчик Матхура Мандала даса) — глава 14:
Так как то, что должно быть вылечено (человеческое тело) бывает двух типов, существует два метода лечения. Первый – диета (Саптарпана), второй – пост (Апартарпана). Их синонимы – Бримхана (сделать тяжелым) и Лангхана (сделать легким). Бримхана используется для увеличения объема тела, а Лангхана – для похудения.
И далее в этой же главе:
Методы лечения, направленные на снижение массы тела, должны ежедневно применяться тем, кто страдает диабетом, Амадоша, болезнями огня пищеварения, ожирением, жаром, нарушением подвижности суставов, лепрой и другими кожными болезнями, герпесом, гнойниками, болезнями селезенки, головы, груди, глаз, большой массой тела и всем без исключения в холодное время года.
Как видите, здесь речь идет о серьезных мерах, направленных на снижение массы тела. Это совсем не тот легкий пост, который рекомендован для здоровых. Поэтому нужно понимать, что есть разница между рекомендациями по образу жизни и рекомендациями по лечению.
Здоровые люди могут соблюдать пост в любой религии и это будет для них полезно. Если же уже есть заболевания, связанные с увеличением массы тела и накоплением Амы, то здесь применяются более сильные методики — это специальные методы лечения.
Например, в указанной цитате сказано, что методы, направленные на снижение веса, применяются ежедневно. И, конечно же, эти более сильные методы применяются уже по показаниям — тем людям, которым такие методы необходимы. Религиозный же пост, повторюсь, можно соблюдать всем людям, у которых нет особых противопоказаний к посту. Обычно люди с очень низкой массой тела пост не соблюдают.
Следующий вопрос был о вымачивании орехов.
По этому вопросу ничего конкретного в аюрведической литературе мне найти не удалось. Аштанга некоторые орехи упоминает, но ничего не говорит о замачивании. Вот цитата из главы 9 (переводчик Матхура Мандала даса):
Подорожник, финики, джекфрут, кокосовый орех, гревия азиатская, Spondias magnifera, борассус веероносный, Gmelina arborea, Mimuspos hexandra, солодка голая, зизифус настоящий, алангиум шалфеелистный, Ficus hispida, Cordia dishotoma, миндаль, фисташки, орех грецкий, Sapium insigne, орех роксбургский, орех армянский и Buchanania lanzan – делают тело сильным, тяжело перевариваются, холодные по Вирйа, лечат жжение, болезни легких, чахотку, кровотечения, сладкие на вкус и после переваривания, маслянистые, долго находятся в желудке, увеличивают Капху и семя.
Если вернуться к первой части письма, то становится понятно, что орехи как раз наиболее подходят для увеличения силы и массы тела. А вот про замачивание здесь ничего не сказано.
Однако, современные источники однозначно советуют орехи замачивать. Объясняется это тем, что в орехах содержится фитиновая кислота, которая затрудняет их переваривание (что сходится с данными Аштанги — орехи тяжело перевариваются). Эта фитиновая кислота удаляется из орехов посредством вымачивания. После данной процедуры орехи лучше усваиваются. Время вымачивания у всех орехов разное, но в среднем это около 8 часов. В интернете Вы легко найдете конкретные цифры по каждому виду орехов, например,
здесь
И последний вопрос из письма касается грибов. Автор дает цитаты из законов Ману.
Чтобы понять, насколько законы Ману актуальны для нас, давайте тоже проведем аналогию с современной жизнью.
Скажите, пожалуйста, полезно ли для здоровья чтить Уголовный Кодекс?
Я считаю, что да. Если мы уважаем законы своего государства, то мы не будем привлечены к ответственности и, соответственно, не потеряем на этой неприятной процедуре свои нервы и здоровье. При этом законодательство напрямую не указывает гражданам, что надо делать, чтобы быть здоровыми. Мы уже говорили, что отчасти это просвещение осуществляет религия, предписывая посты, ограничения в питании, ограничения в грехах, и т. д. А также здоровьем занимается медицина, особенно тот ее подраздел, который занимается пропагандой здорового образа жизни. Уголовный Кодекс нас ограждает только от самых жестких нарушений, из-за которых мы можем потерять здоровье быстро и навсегда.
Вот то же самое и с Законами Ману. Историки однозначно называют Законы Ману письменными правовыми нормами. То есть, это юридический документ, регламентирующий самые различенные стороны жизни древнеиндйского общества.
Помимо запрета на грибы та же пятая глава Законов Ману дает, например, такое предписание:
147. Женщиной - в детском возрасте, молодой или даже пожилой - никакое дело не должно исполняться по своей воле, даже в [собственном] доме.
148. В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости - мужа, по смерти мужа - [под властью] сыновей: пусть женщина [никогда] не пользуется самостоятельностью (svatantrata).
Попробуйте навязать эти правила современной женщине западной цивилизации — в ответ услышите много чего интересного про себя, про женоненавистников и про Законы Ману. А ведь я взял только самые гуманные по отношению к женщине отрывки из древнего текста. Там, если дальше почитать, то доля женщин представляется весьма несладкой.
Просто так было принято тогда. В этом мог быть какой-то смысл. А могли быть и просто предрассудки.
Поэтому опираться на Законы Ману в поисках правил здорового образа жизни я бы не стал. Законы Ману безусловно интересны с исторической точки зрения, они важны для тех, кто изучает ведическую культуру. Но та задача, которую мы ставим в нашей школе, решается не через Законы Ману, а через изучение прежде всего медицинских трактатов ведической цивилизации.
Разница между ними примерно такая же, как разница между современным Уголовным Кодексом и учебником по физиологии для медицинских ВУЗов. В каком-то высшем философском смысле обе эти книги полезны для здоровья. Но ни у кого нет сомнения, что учебник по физиологии для сохранения здоровья и для лечения болезней дает несоизмеримо больше знаний.
Но вернемся к грибам. Поищем упоминания о грибах в Аштанге Хридайам Самхите. Мне удалось найти только одну короткую цитату в главе 6 (переводчик Матхура Мандала даса):
Грибы очень сильно увеличивают все три доша.
Это и есть аюрведический ответ на поставленный вопрос. Не указывается, какие грибы и почему они так действуют.
При этом мы знаем, что китайская медицина грибы использует для лечения. Например очень редкий гриб
Кордицепс обладает потрясающими оздоровительными эффектами. В последние годы Кордицепс научились выращивать на плантациях. Мне доводилось его использовать, а также рекомендовать людям с нарушениями здоровья — Кордицепс действует именно так, как описывается.
Есть и другие грибы, активно используемые в традиционной медицине Китая и Японии:
рейши,
шиитаки,
майтаки — ссылки ведут на описания препаратов, в которых данные грибы содержаться в терапевтически значимых количествах.
С лечебными целями эти грибы применяются очень давно. В настоящее время появилось особое направление —
фунготерапия — лечение грибами. Изучается возможность применения грибов в онкологии. В прессе описываются обнадеживающие результаты.
Не будем также забывать, что первые антибиотики пенициллин и стрептомицин тоже получены из грибов. Поэтому всё совсем не так однозначно, как хотелось бы.
Названные здесь грибы используются миллиграммами. Препараты, в которых они используются, я испытывал на себе. Эффекты, заявленные в описании к препаратам, подтверждаю — они есть. А вот влияния на доши я не заметил. Все дело в дозе.
Поэтому мое мнение такое. Питаться грибами постоянно, все же, не стоит. Однако, лечиться грибами можно. Считается, что китайская медицина вышла из Аюрведы, но имеет свои особенности. Грибы в китайской медицине широко используются. Почему бы нам не довериться этому положительному опыту?
Что касается грибов с картошкой, грибных супов, жарёхи из лисичек со сметаной и прочих вкусностей. Да, наверное, это вредно. Но, во-первых, мы обязаны тренировать свой иммунитет, допуская вредности в контролируемых количествах. Это действительно, наша обязанность. Люди, которые исключили из жизни все вредное, боятся заразиться инфекцией, бояться съесть что-то неблагоприятное, в конце концов заболевают, так как их иммунитет не тренирован и не может справиться с самой простой нагрузкой.
Поэтому здоровый образ жизни должен быть разумным. Мы идем к здоровью не только через исключение вредных факторов, но и через тренировки, когда вредные факторы дозировано и контролируемо включаются в нашу жизнь. Это может быть как не самая благоприятная еда, так и психологические стрессы. Нельзя жить в тепличных условиях.
Садоводы знают, что растение, выросшее в идеальных условиях, дает большие плоды, но оно совершенно не приспособлено к изменениям внешней среды. Стоит на сутки отключить в теплице электричество, как это сразу скажется же на здоровье растений. С людьми точно также. Если бы мы жили в идеальных условиях, то, наверное, наша жизнь была бы и здоровее, и длиннее. Но идеальных условий не существует. На нас может накричать начальник или нам приходится перекусывать на ходу каким-нибудь сомнительным бутербродом из киоска.
Это все стресс для организма и организм к этому должен быть готов. Мы здесь говорим о том, что нельзя питаться из киоска постоянно, как и от начальника, который все время кричит, лучше уйти. Но изредка такие вещи не просто допустимы, они даже полезны, так как тренируют наши возможности к адаптации — приспособлению к жизни.
И, второе. Есть ведь еще радость от еды, удовольствие. Сезон грибов пролетает так быстро, что не успеваешь заметить. Если Вы пару-тройку раз за лето сделаете себе блюдо из качественных грибов, ничего плохого не случится. Если нравятся грибы, если хочется, то съешьте - радость от еды перевесит весь возможный негатив. А вот питаться грибами постоянно все же не нужно.
Будьте здоровы!