Режим принятия пищи
03.03.2017
Сначала письмо:
Здравствуйте Евгений! Хочу задать такой вопрос, какой правильный порядок приема пищи существует в аюрведе? Я слышал в разных источниках, что сначала в один прием надо употреблять легкую быстро усвояемую пищу потом тяжелую долго усвояемую. Фрукты, Салаты потом основное блюдо. Спасибо.
Ответ:
Режим принятия пищи рассмотрен в восьмой главе древнего текста Аштанга Хридайам Самхита. Она так и называется: "Режим принятия пищи". Здесь я перечислю основные тезисы.
Итак, самое важное — не переедать! С этого начинается восьмая глава. Она говорит, что пиши не должно быть мало, иначе человек ослабеет, но ее не должно быть и много, иначе увеличиваются все три доши, что приводит к болезням, в том числе смертельным.
Текст не дает нам каких-то четких указаний, сколько раз в день питаться и сколько еды есть. И это логично — все люди разные и не может быть единых правил для всех. Однако, четко указано, что еда должна потребляться с аппетитом. Это значит, что прежде чем есть снова, предыдущая еда должна полностью перевариться и человек должен испытывать чувство голода.
Проблемы, которые возникли от избытка еды или связанные с некачественной едой, исправляются постом. Текст в таких случаях запрещает даже использовать травы и лекарства. Человек, страдающий от переедания, должен лежать, спать и ждать, пока избыток пищи переварится. И только когда возник голод, можно принять травы, улучшающие пищеварение, чтобы переварить остаток увеличенных дош.
Таким образом, какая бы пищевая культура ни была у человека, главное правило едино: нельзя есть, когда не хочется, когда нет голода, когда не переварилась предыдущая еда.
Теперь о самой еде.
Текст указывает, что пища должна быть маслянистой, горячей, полезной для здоровья, легко усвояемой, содержащей все шесть вкусов с преобладающим сладким вкусом.
В начале еды принимается пища тяжело усвояемая, жирная, сладкая, вязкая, тяжелая. Текст дает такие примеры: "сахарный тростник, корневище лотоса, кокос, манго, сладкие мясные шарики, банан браминов, сладости и др."
В конце еды должна приниматься пища противоположная по качествам, то есть легкая пища. Пища с кислым и соленым вкусом принимается в средине еды.
Интересно посмотреть на запреты и рекомендации, которые дает текст.
Не должна входить в привычку следующая пища: сгущенное молоко, курд (густая простокваша), сыворотка, щелочные субстанции, ферментированные напитки, сушеное мясо, мясо испуганных и возбужденных животных, мясо вепря, коровы, буйвола и барана, рыба, маш, бобы, мелкий ячмень, корень, стебель и семена лотоса, сушеные овощи, уваренная черная патока.
Полностью запрещается пища, в которую попала трава, волосы (можно считать запрещенной всю пищу, в которую попал любой мусор). Также отвергается пища разогретая, состоящая только из овощей и семян сорняков, очень горячая и очень соленая.
Может приниматься постоянно следующая пища: рис, пшеница, рис, вызревающий за шестьдесят дней (текст особо выделяет этот сорт риса), ячмень, мясо диких животных, фасоль, сахар, соль, топленое масло, речная вода, молоко, мёд, гранат.
Также текст перечисляет ряд трав, которые могут приниматься постоянно. Например, это может быть Трифала с мёдом и топленым маслом, принимаемая перед сном для улучшения зрения. Также текст указывает, что любые средства, улучшающие состояние здоровья, могут приниматься регулярно.
Вот это далеко не все рекомендации восьмой главы, но основные тезисы, отвечающие на поставленный в письме вопрос. Как видите, есть весьма необычные для нашей культуры рекомендации. В западной пищевой культуре принято начинать еду с салата. Древний текст, наоборот, говорит, что надо начать еду с тяжелой пищи. Многие любят йогурты и едят их каждый день. А древний текст говорит, что ферментированные напитки не должны входить в привычку.
То есть, разногласия с современной жизнью есть, и многие из них весьма серьезные. Но если люди возьмут себе за правило хотя бы только одну рекомендацию — не переедать, то одним только этим существенно улучшат свое здоровье вне зависимости от всех других факторов.
Будьте здоровы!