Нужно ли бояться плесени?
Вопросов поступает все больше и больше, поэтому уже создана очередь. В дальнейшем в рассылке будут разбираться вопросы согласно этой очереди.
Вопрос:
Здравствуйте, Евгений!
Огромное спасибо за Вашу рассылку. Очень интересно и полезно.
Вчера смотрела по телевизору фильм про плесень под одноименным названием. Главный вопрос, на который пытались найти ответ авторы фильма, но так и не пришли к однозначному выводу - кто победит в мире - человек или плесень? Ведь плесень и человек это два организма, прошедшие столь длительный путь эволюции и сохранившие свой вид по сей день. В частности в фильме говорится, что споры плесени можно обнаружить повсюду, и человек вдыхает их. Если иммунитет человека снижен, если он постоянно испытывает негативные эмоции (страх, гнев, злость, ненависть), споры плесени в организме начинают размножаться и расти. Человек заболевает самыми различными болезнями, вплоть до рака.
А с точки зрения Аюрведы, что такое плесень? Так ли она опасна? И можно ли ею лечиться? Ведь пенициллин тоже является плесенью…Или лучше избегать ее? Как тогда защититься, если ее споры повсюду? Плесень существует больше, чем Аюрведа… Знает ли Наука о жизни ответ на эти вопросы? Спасибо за ответ.
Ответ:
Фильм я не смотрел, так как вообще почти не смотрю телевизор, поэтому мой ответ не по фильму, а по плесени, как таковой.
Само слово “плесень” носит бытовой оттенок. Биологически это грибы. И, по большому счету, все грибы одинаковы – так любимые многими белые грибы и плесневые грибки – в глубинной сути своей есть одно и то же. Поэтому не надо паники. Плесень такая же форма жизни, имеющая право на существование, как и все остальные.
Любые грибы имеют примитивно простое строение – это нить мицелия, на конце которой образуется орган размножения, где созревают споры. У высших грибов нити мицелия упакованы в некоторое подобие частей тела – ножка, шляпка, корень. У низших грибов такой упаковки мицелия может не быть, и он равномерно покрывает питательную среду мохнатым ковром – такие грибы обычно и называют плесенью.
В виду крайне простого строения грибы обладают свойством расти практически на любой органической питательной среде. Чем проще грибы, тем большими возможностями по росту они обладают. Плесневые грибки, конечно, чемпионы по поеданию любых органических веществ в очень широком диапазоне условий (температуры, например).
Однако жизнь устроена так, что на здоровой клетке никаких грибков, а также микробов и вирусов, паразитировать не может в принципе. Поэтому никакая плесень, никакие самые страшные микроорганизмы и вирусы здоровому человеку не страшны – в здоровом теле для них просто нет питательной среды, нет пищи.
Пища для грибов, микробов и вирусов появляется тогда, когда в организме начинает накапливаться Ама. Ама – это шлаки, если говорить по-простому. Ама по сути своей является непереваренными остатками пищи. Поэтому Аюрведа и считает, что все болезни начинаются
от неправильного пищеварения. Когда пищеварение правильно, то Амы образуется крайне мало, а та, что есть, быстро выводится из организма.
В отличие от современной медицины, Аюрведа не рассматривает грибки, микробы и вирусы как врагов. Скорее, как необходимость, которая возникает, когда Ама накапливается в организме в таких количествах, что без грибков, микробов и вирусов от нее уже не избавиться. Процесс, конечно, тяжелый, и не всегда заканчивается удачно для человека, но есть шанс, что эти “чистильщики” съедят всю Аму и при этом не убьют само тело.
Чтобы не допускать до тяжелого и часто опасного естественного очищения, Аюрведой разработаны правила здоровой жизни, благодаря которым можно жить так, чтобы Ама не накапливалась. А если, все-таки, Ама накапливается, то в Аюрведе есть особый комплекс очистительных процедур, который называется Панчакарма.
Нужно понимать, что ни от спор плесневых грибков, ни от микробов, ни от вирусов никуда не скрыться – они вездесущи. Бороться с ними бесполезно. Это как многоголовая гидра – вместо одной отрубленной головы появляется две. Поэтому Аюрведа избрала единственно верный способ поведения в этой жизни – не давать всевозможным паразитам пищи, то есть не допускать образования в организме Амы.
А то ведь что получается в современном мире? Начали бороться с микробами – получили нашествие вирусов. Все дело в том, что плесень, бактерии и вирусы являются злейшими врагами друг друга. Битва между ними идет смертельная. Там, где есть плесень, почти нет бактерий. Там, где есть бактерии, почти нет вирусов. Относительно недавно ученые люди решили этим воспользоваться и столкнуть эти формы жизни, как говориться, лбами. Однако про борьбу плесени с бактериями знали, а вот про борьбу бактерий с вирусами как-то забыли. И получилась крайне неприятная ситуация.
Еще в начале 20-го века не было такого разгула вирусных инфекций, какой есть сейчас. Зато были страшные заболевания, вызванные бактериями. Конечно, очень хотелось от бактерийных инфекций избавиться. Изобрели пенициллин. Вернее, не изобрели, а выделили его из плесневых грибков.
Грибки выделяют самые разные вещества, убивающие бактерии. Бактерии поедают ту же пищу, что и грибки, поэтому, как более организованная и более умная форма жизни, грибки научились с бактериями расправляться быстро и эффективно, дабы не было конкурентов за питание. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что бактерии тоже умеют давать сдачи, иначе не выжили бы в мире плесени.
Люди заметили этот антагонизм. Так появились антибиотики – продукты жизнедеятельности некоторых видов грибков. Антибиотиками вытравили не только болезнетворных микробов, но и микробов-друзей, с которыми человеческий организм издавна находится во взаимовыгодных (симбионтных) взаимоотношениях. Эти микробы-друзья живут в кишечнике, на коже и на слизистых. Они безболезненно для человека поедают Аму, заодно снабжая его некоторыми витаминами и защищая от болезнетворных микробов и, самое
главное, вирусов.
Итак, вытравив антибиотиками не только болезнетворные бактерии, но и бактерии-симбионты, цивилизация получила в массовом порядке такое явление, как дисбактериоз. По сути, дисбактериоз – это отсутствие в организме тех самых микробов-друзей, которые, как оказалось, крайне важны для человека. Отсутствие друзей-союзников привело к тому, что человек стал беззащитен перед вирусами и перед той же плесенью, оружием которой он так неосторожно воспользовался.
В итоге мы имеем разгул вирусных инфекций, лекарств против которых нет, а плесень стала махровым ковром расти прямо на живом человеке – знаменитый кандидоз тому доказательство.
Поэтому не плесени надо бояться, а собственной безграмотности. Следование аюрведическим принципам сводит опасность плесени к нулю. Нужно поддерживать чистоту в своем жилище, принимать только свежую пищу, и, естественно, поддерживать чистоту в своем теле и в своих мыслях
Вопрос:
Здравствуйте, Евгений! Благодаря Вашей Школе я стала интересоваться литературой по аюрведе. В книге В. Лада “Аюрведа для начинающих” приведен такой метод диагностики:
“Клиническая проверка мочи. Утреннюю мочу собрать в чистый сосуд. Наблюдать ее цвет. Если цвет темно-коричневый, это указывает на нарушение вата. Если цвет темно-желтый — нарушение питта. Моча будет темно-желтая и при запоре или при недостаточном потреблении воды. Если моча мутная — нарушена капха. Красный цвет мочи указывает на нарушения крови.
Тест с каплей масла
Пипеткой надо капнуть одну каплю сезамового масла в сосуд с мочой. Если капля немедленно расходится, нарушение легко вылечить, если капля тонет в моче, это указывает на трудности в излечении болезни. Если капля оседает на дне — болезнь очень трудно излечить.
Если капля расходится по поверхности волнообразными движениями, это указывает на нарушение вата. Если капля расходится по поверхности разноцветно, как радуга, это указывает на нарушение питта. Если капля расходится по поверхности, рассыпаясь как капельки жемчуга, это указывает на капха нарушения.”
Как Вам кажется, можно ли его использовать и нам как дополнительный метод диагностики? И еще: сезамовое масло - это просто кунжутное, или кунжутное определенного качества?
Ответ:
Очень радует, что Слушатели Школы читают аюрведическую литературу. Задумка сайта и была таковой с самого начала – дать основы, с которыми будет легче понять и применять знания из книг.
И вопрос сейчас я вижу не столько в том, можно ли применять указанный в письме метод диагностики (можно, конечно), сколько в том, книги каких авторов читать, чтобы быть уверенным, что книга авторитетна.
Итак, всю литературу несколько условно, но можно разделить на классическую и адаптированную.
К классической литературе, безусловно, относятся сами аюрведические тексты – Чарака самхита, Аштанга Хридайам и др. Переводы некоторых текстов можно встретить в Сети. При выборе переводного текста имейте в виду, что прямой перевод
с санскрита на русский язык более качественный по определению, чем с английского на русский. К сожалению, в основном доступны книги, которые были сначала переведены на английский, а только потом с английского на русский.
К классической же литературе можно смело отнести книги современных авторов, которые пишутся строго на основе древних текстов, и в которых автор не позволяет себе каких-то собственных размышлений или клинических наработок.
В России такой автор, пожалуй, один – это Матхура Мандала даса (А.Мезенцев). Русский, проживает в Москве. Очень долго учился в Индии. В совершенстве владеет санскритом. Известен своими переводами аюрведических текстов с санскрита сразу на русский язык. Так же пишет собственные книги, которые, по сути, являются рефератами древних текстов. Любые книги Матхура Мандала даса можно считать классической аюрведической литературой, информация которых авторитетна и не подлежит сомнению.
У классической литературы есть один очень большой минус – ее трудно читать новичкам. Поэтому широкое распространение получила адаптированная литература.
Книги англоязычных авторов Дипака Чопры, Дэвида Фроули, Васанта Лада, Роберта Свободы можно считать адаптированными для западного читателя. В них есть некоторые упрощения, а также присутствует описание собственного личного опыта авторов. Тем не менее, книги этих авторов достойны доверия и для новичков весьма полезны. Читаются легко, а данные в них советы можно применять в жизни.
Здесь, как в любом обучении, – начинать следует с букваря (с адаптированной литературы), но начать читать классическую литературу, в конце концов, все равно придется, если есть желание понять Аюрведу до конца.
Сезамовое и кунжутное масло – синонимы.
И последний вопрос на сегодня:
В беседе с людьми и рекомендуя аюрведу, люди говорят что это религия, что это для индийцев, что это устарело - тысячи лет назад. Как правильно отвечать на вопросы? Хотелось противопоставить и переубедить невежд…
Ответ:
Вот чего не надо никогда делать, так это кого-то переубеждать. Люди должны созреть сами. Информации по Аюрведе, да и по другим оздоровительным методикам, очень много. Если человек склонен что-то для себя искать, то он обязательно найдет. А вот вмешательство в свою систему ценностей не потерпит никто.
Лучше всего отвечать на вопросы. То есть когда человек уже ищет, но еще не нашел – в этой ситуации он будет обращаться к авторитетным для себя людям. Знакомые и родственники, как правило, авторитетом не являются. К ним привыкли. Никто не считает, что человек изменился, если эти изменения не стали явными.
Так вот, чтобы Вам задавали вопросы и слушали Ваши ответы, Вы должны показать своей жизнью изменения. Знакомые и родственники должны четко увидеть, что вот было с человеком, допустим, так, а стало по-другому. Болел – излечился, характер был трудным – стал легким и т.д. Только собственный пример может подействовать. Когда же такой пример будет
у всех перед глазами, то не будете знать, когда успевать отвечать на вопросы, которые Вам будут задавать в большом количестве.