Молоко
Сказать по правде, эта статья долго не могла появиться на свет. Все дело в том, что молоко – это, пожалуй, самый противоречивый продукт, из всех, что мы используем в повседневной жизни. Одни специалисты восхваляют молоко и утверждают, что полезней продукта природой не создано. Другие же, наоборот, ругают молоко на чем свет стоит и считают, что это продукт для детей и взрослым принимать его категорически не следует. Некоторые даже говорят, что молоко коровы в принципе не подходит человеку. Другие призывают использовать в своей жизни абсолютно все продукты, которые может дать корова.
Уже довольно давно поступила просьба сразу от нескольких подписчиков рассылок Школы рассказать о молоке, но из-за всех этих противоречий вдохновения написать эту статью так и не приходило.
В принципе, я и сейчас не знаю, где же окончательная истина в этом вопросе. Поэтому при рассмотрении этой темы, чтобы не утонуть в противоречиях, я решил просто отбросить все мнения специалистов, не относящихся к Аюрведе, и опираться на сугубо аюрведический взгляд на этот продукт. Хотя, должен признаться, что в обработанных мною аюрведических источниках сведения о молоке довольно разрозненны и отрывочны. Складывается впечатление, что современные известные во всем мире аюрведические врачи соблюдают относительно молока, как сейчас модно говорить, некую «политкорректность». То есть, «говорим либо хорошо, либо никак». Вот на этой грустной ноте давайте, Уважаемый Читатель, попробуем все же хотя бы немного разобраться в обычном молоке.
Итак, первое, на что стоит обратить внимание, так это на то, что молоко саттвично – то есть принимающего его человека оно устремляет к благости, просветлению. Но здесь есть одно большое «НО» – речь идет о свежем молоке. А как мы с Вами знаем, молоко остается свежим совсем недолго. В современном мире для сохранения молока хотя бы на несколько дней его подвергают пастеризации.
Пастеризация – это кратковременное нагревание молока до температуры немного ниже точки кипения. За счет этого большинство микроорганизмов, которые неизбежно содержаться в свежем молоке, погибают, и молоко несколько дней не скисает. Если же ставится задача сохранить молоко на более длительный срок (уже месяцы), то молоко стерилизуют – это значит, что его уже длительно нагревают под давлением при температуре, выше точки кипения. В таких условиях в молоке гибнут абсолютно все микроорганизмы, и такой продукт при условии герметичности упаковки скиснуть не может в принципе.
Естественно, что при обоих способах обработки любая жизнь из такого молока уходит и оно из саттвичного превращается в тамасичный продукт. Если Саттва означает благость, то Тамас – это невежество.
Тамасичные продукты увеличивают количество Амы (шлаков) в организме и их длительное употребление ведет к болезням. В то же время Аюрведа допускает кратковременное использование тамасичных продуктов в качестве лечебных средств.
Да, не удивляйтесь, Уважаемый
Читатель, тамасичные продукты могут использоваться как лекарства, но кратковременно. Например, чеснок – очень полезное растение, но природа его тамасична. При длительном применении чеснок притупляет ум, поэтому его рекомендуется принимать только как лекарство при определенных состояниях. То же самое можно сказать и о мясе.
Видимо поэтому современные аюрведические авторы почти не рассматривают молоко как самостоятельный продукт. Зато молоко широко используется в приготовлении различных аюрведических лечебных средств.
Здесь мы выходим на такое понятие как анупана.
Анупана – это вспомогательное вещество, с которым принимают лекарство. Анупаны играют самые различные роли, начиная от того, что они просто маскируют неприятный вкус лекарства и заканчивая способностью анупан направлять лекарство к нужным органам и тканям или обеспечивать лекарству влияние на строго определенную дошу.
Вот в качестве анупаны молоко применяется очень широко. В частности, рекомендуется запивать теплым молоком известное аюрведическое лекарство Чаванпраш.
Единственный источник, в котором мне удалось найти аюрведические правила приема молока как самостоятельного продукта – это книга Роберта Свободы «Пракрити. Ваша аюрведическая конституция». Р.Свобода считает, что молоко можно применять людям с сильным пищеварением, активной сексуальной жизнью и при нарушениях Ваты. Чтобы молоко не приносило вреда, Р.Свобода не рекомендует пить:
- Холодное молоко. Думаю здесь все понятно.
- Гомогенизированное молоко. Гомегенизация – это размельчение частиц молока. Нигде на пакетах с российским молоком мне не встречалась надпись, что молоко гомогенизировано, но сам процесс пастеризации, я считаю, может приводить к гомогенизации молока.
- Молоко вместе с другими продуктами. Очень распространенная рекомендация даже от специалистов, с Аюрведой никак не связанных – молоко принимать только отдельно от других продуктов. В то же время Р.Свобода уточняет, что молоко можно пить с маслом Ги и/или медом и допускает приготовление каш из круп на молоке.
- Слишком много молока. Р.Свобода указывает, что больше чем поллитра молока за раз пить не следует.
- Молоко без специй. Молоко следует пить только со специями. Это могут быть: шафран, куркума, имбирь, кардамон, мускатный орех или гвоздика. Полезно молоко с медом – в этом случае молоко меньше увеличивает Капху. Нужно только помнить, что мед нельзя нагревать, поэтому его следует добавлять в теплое молоко, но никак не кипятить в нем.
Вот, пожалуй, и все данные, которые мне удалось раздобыть в доступных аюрведических источниках.
В заключение хочу добавить полезную информацию для жителей городов. Не знаю как за рубежом, но в России на пакетах с молоком может быть две возможные надписи: «молоко нормализованное» и «молоко восстановленное». В этих надписях полезно разбираться.
Итак, нормализованное молоко – это обычное молоко, жирность которого доведена до стандарта добавлением сливок (если жирность исходного сырья недостаточна) или добавлением обрата (если жирность избыточна).
Восстановленное молоко – это такое молоко, которое когда-то было сухим порошком. И вот в регионах, где нет молочного скотоводства или во время сезонного падения надоев из сухого молока «восстанавливается» жидкое, обычное на вид, молоко. Конечно, на вид такое молоко ничем не отличается от молока, которое не подвергалось высушиванию. Но, как Вы понимаете, Уважаемый Читатель, тамасичность такого продукта значительно выше, чем простого нормализованного молока. Тут действует простой принцип – чем большей обработке подвергается продукт (в том числе и тепловой), тем больше жизненной силы он теряет, и превращается в простой набор биологических веществ – белков, жиров, углеводов и солей.
Таким образом, мы с Вами выяснили, что в лучшем положении находятся те учащиеся Школы, у которых во дворе гуляет собственная корова, которую всегда можно подоить и с удовольствием выпить кружку парного молока, предварительно приправив его специями. Все же остальные могут применять молоко из магазина с определенными оговорками, о которых мы сегодня сказали.
Стоит напомнить, что молоко и все молочные продукты (кроме порошкового-восстановленного) можно применять представителям Вата-типа практически без ограничений, кроме тех, о которых мы с Вами поговорили сегодня. Капхам же, наоборот, почти все молочные продукты не желательны, кроме обезжиренного молока (или обрата). Питты, как средний тип, должны соблюдать во всем меру. Впрочем, для успокоения Питты хорошо выпить стакан теплого молока с куркумой на ночь. Вот на этом тема, может быть, и не исчерпана, но моя статья закончена.
Используемые источники:
Р.Свобода «Пракрити. Ваша аюрведическая конституция»
Евгений Кобыляев.
Виртуальная Школа Аюрведы