Учебный Класс
Архив рассылки для подписчиков курса "Введение в Аюрведу".
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать новые статьи на свой E-Mail =>>>
Полезные источники (Аюрведа):
Прививки: делать или не делать?
 
22.05.2017
 
Сегодня интересный вопрос, волнующий многих, особенно родителей маленьких детей. Речь пойдет о простудных болезнях и прививках у детей. Сразу же оговорюсь, что детей я не консультирую, потому как педиатром не являюсь, а аюрведические источники по педиатрии считаются утерянными. Однако, вопрос касается моей базовой специальности "эпидемиология-микробиология", поэтому есть что сказать. Итак, письмо:
 
Добрый день! У меня маленький ребенок 1 год 8 месяцев. Стараемся придерживаться правильного аюрведического режима, поэтому не болеем. Меня настораживает как начинают болеть дети в детском саду: с одной стороны я понимаю, что в основе здесь питание и режим, но с другой все равно немного страшно. А может это нормально и это иммунизация?
 
И еще один вопрос это прививки. Я не делала, потому что верю, что болезни не случаются просто так и не хочу навязывать своему здоровому ребенку искусственные вирусы. Но муж за вакцинацию. Что по этому поводу говорит аюрведа?
 
Ответ:
 
Что касается первого вопроса, то надо сразу оговориться, что в основе здоровья ребенка не только питание и режим, хотя это очень важно. Источники утверждают, что ребенок до трехлетнего возраста энергетически настолько сильно связан с матерью, что становится возможным лечить ребенка через мать. Эта методика используется не только в Аюрведе, но и в китайской медицине. Например в иглорефлексотерапии, когда ребенок болеет, на теле матери выбираются точки, соответствующие болезни ребенка, и иглорефлексотерапевт воздействует именно на них. Таким образом через мать происходит помощь ребенку.
 
Этот же механизм работает и в обратную сторону — когда мать чего-то боится или испытывает отрицательные эмоции, то это воздействует на ребенка и приводит к его болезням. Поэтому мать должна быть очень дисциплинирована как в своих мыслях, так и в своих эмоциях. Безусловно, супруг должен ей  в этом помогать — не просто не нервировать, но и успокаивать, если вдруг видит, что его супруга вышла из эмоционального равновесия.
 
Этот момент очень важен. Зачастую проблемы со здоровьем детей связаны не столько с наущениями в питании, сколько из-за нестабильных эмоций матери. Я особо остановился на этом моменте потому, что автор письма пишет о своих страхах, когда дети в детском саду начинают массово болеть. Этот страх как червоточинка медленно подтачивает иммунитет ребенка, что может привести к болезням. Чтобы страха не было, нужно четко представлять себе и механизм работы иммунитета, и механизм вакцинации. Ведь страх возникает от неизвестности. А когда мы знаем, как всё устроено, то для страха просто нет места.
 
Итак, иммунитет. То, о чем мы сейчас поговорим, это уже не Аюрведа, потому как в древности такого понятия не было. Хотя не исключаю, что было какое-то аналогичное знание, но мне оно не встречалось. Зато современная наука в иммунитете разобралась весьма неплохо. Попробуем поговорить простым языком без непонятных терминов.
 
Первое, о чем нужно знать. Иммунитет бывает неспецифический и специфический.
 
Неспецифический иммунитет (или обычно говорят "неспецифическая защита") — это комплекс механизмов в организме, обеспечивающих защиту против всей заразы, которая может встретиться. Например, это могут быть особые молекулы на коже и слизистых, которые связывают вирусы, микробы, плесень, гельминты сразу же, как только они пришли в соприкосновение с тканями организма.
 
Мы не так давно говорили о туберкулезе. Там было высказано предположение некоторых врачей, что туберкулезом заражена примерно треть всего человечества. А что с остальными двумя третями? А вот они как раз вполне неплохо защищены от туберкулеза своим иммунитетом, в том числе и неспецифической защитой.
 
Микробы и вирусы находятся в воздухе, на земле и в воде постоянно. Мы постоянно ими дышим, заглатываем их с пищей, прикасаемся к ним руками. Но с нами обычно ничего не происходит. Во многом благодаря неспецифической защите.
 
От чего эта защита зависит? - В первую очередь от питания и нормальной микрофлоры.
 
Молекулы неспецифической защиты — это очень сложные вещества. Для того, чтобы сделать такую молекулу, у организма должны быть исходные компоненты, которые он берет из питания. А это значит, что в рационе должна быть разнообразная пища. И здесь важно не перепутать много пищи с ее разнообразием. Много пищи, избыток еды как раз вреден. Избытки не перевариваются и складируются в жировой и соединительной ткани в виде Амы, что тоже приводит к болезням. А вот разнообразие крайне важно. Да, может быть некоторое ограниченное количество основных (базовых) продуктов питания. Но вокруг них должно быть множество разных овощей, фруктов, орехов, семян, морепродуктов и т. д. Если же у человека в рационе только картошка, капуста и макароны, то ничего хорошего из этого не выйдет. Особенно если так питается ребенок, то это вообще неблагоприятно.
 
Когда же пища разнообразна, то компонентов для строительства молекул неспецифической защиты будет больше и будет выше вероятность, что неспецифическая защита будет полноценной.
 
Второй важный компонент неспецифической защиты — это наши друзья, нормальная микрофлора. Это те молочно-кислые бактерии, которые живут у человека в кишечнике, на коже и на слизистых. Они покрывают все поверхности тела тончайшей пленкой, которая прекрасно защищает от чужеродных вторжений.
 
Эра антибиотиков сильно нарушила наш симбиоз с нормальной микрофлорой — она стала неполноценной, ее защитные функции резко снизились. Врачи заметили, что с появлением антибиотиков резко возросло количество вирусных заболеваний. Оказалось, что царство вирусов и царство микробов — это непримиримые враги. Когда с нормальной микрофлорой все в порядке, то она защитит от любых вирусов. Но если нормальная микрофлора нарушена, то вирусные инфекции в таком организме будут возникать очень часто.
 
Что надо сделать, чтобы у ребенка с первых дней возникла здоровая нормальная микрофлора?
 
Первое. Будущей маме нужно основательно подготовиться к родам. Причем начать такую подготовку нужно еще до зачатия. Необходимо избавиться от всех патологических инфекций — начиная от кариеса и заканчивая инфекциями половых путей.
 
Второе. После того, как все инфекции пролечены, будущая мама должна восстановить собственную нормальную микрофлору. Причем, это касается не только микрофлоры кишечника, но и микрофлоры родовых путей. Акушеры знают, как это делается, надо только настоять на таком курсе лечения.
 
Третье. Сразу же после рождения ребенка нужно обязательно приложить его к груди. Ребенок получает микрофлору матери при прохождении по родовым путям и при первом контакте с матерью. Кроме микрофлоры при первом контакте ребенок получает очень ценное молозиво. Молозиво — это та жидкость, которая выделяется из груди первые 2-3 дня после родов. Цель молозива дать ребенку частичку иммунитета матери. Если ребенок принял достаточно молозива, то он будет защищен от детских болезней на ближайшие несколько лет. Повторяю: лет! А не дней и даже не недель. Вот почему важно дать молозиво сразу же — слишком важная это субстанция, но слишком короткий срок ее выработки.
 
Естественно, чем здоровее мать, тем выше ценность того молозива, которое она может своему ребенку дать. Это еще одна причина, почему к родам нужно готовиться еще до зачатия.
 
Вот если эти три пункта выполнены, то ребеночек будет здоровый, а от детских болезней он будет защищен. Ему будет помогать молозиво матери и та микрофлора, которую он от нее же получил. Молозиво даст ему неспецифическую и специфическую защиту, а нормальная микрофлора создаст барьер против любых инфекций.
 
По мере развития такой ребенок постепенно будет нарабатывать собственную неспецифическую защиту. А для этого у него должно быть разнообразное питание, о чем обговорили выше. Естественно, питание должно соответствовать возрасту. Все рекомендации по приучению к обычной пище педиатр Вам даст.
 
Вообще, медики о неспецифической защите говорят мало. А зря. Потрясающие успехи в оздоровлении, которые мы наблюдаем у последователей различных систем здорового образа жизни, как раз и основываются на усилении неспецифической защиты. Когда мы практикуем аюрведический образ жизни, поддерживаем в себе позитивное мышление, соблюдаем режим дня, потребляем необходимое количество пищи без переедания, питаемся разнообразно, подбираем пищу по дошам, обеспечиваем себе достаточную физическую активность и соблюдаем другие пункты аюрведического режима — мы тем самым усиливаем свою неспецифическую защиту.
 
Неспецифическая защита — это как бастион, крепость. Она защищает нас всегда в каждый момент времени. История сохранила для нас немало примеров, когда люди находились в очагах чумы и ничего с ними не случалось. Прямо сейчас многие из нас могут вспомнить людей, которые не заболели в момент последней эпидемии гриппа, хотя общались с больными. Это все результат действия неспецифической защиты. И то, чем мы занимаемся в нашей школе, это изучаем методы усиления своей неспецифической защиты.
 
Но нет такой крепости, которую не взял бы нагруженный золотом осёл. Это древнее высказывание как нельзя лучше подходит ко многим людям, которые потакают своим слабостям и вредным привычкам, ослабляя или вовсе разрушая свою неспецифическую защиту. И если так случилось, то в дело вступает вторая линия обороны — специфическая защита.
 
Само слово "специфический" можно объяснить как "конкретный". То есть, специфическая защита работает строго против конкретного врага. Допустим, в организм попал вирус гепатита А. Специфическая защита будет отрабатывать строго против вируса гепатита А, но она не тронет вирус гепатита В.
 
В обиходе под словом "иммунитет" обычно как раз и понимают специфическую защиту. Хотя на самом деле, если строго объяснять термин, иммунитет — это комплекс механизмов как неспецифической, так и специфической защиты.
 
Особенность специфической защиты в том, что она действует мощно и смертельно для агрессора. Но появляется она не сразу, а также обычно ослабевает от длительного бездействия.
 
Механизм здесь такой: когда инфекционный агент, допустим вирус, попадает в организм, то его встречают механизмы неспецифической защиты. Они стараются не только подавить врага, но и изучают его. С вируса снимается информация, которая передается более глубоким звеньям иммунитета. Пока неспецифическая защита борется с вирусом на поверхности слизистых, глубоко внутри организма идет выработка особых молекул — антител. Эти антитела обладают способностями блокировать именно этот вирус и выводить его из организма. Причем, антитела настолько идеально подходят именно к этому вирусу, что говорят о высокой специфичности такого иммунного ответа. Такое антитело — это как ключ, который подходит строго к конкретному замку. Вирус — это замок, а антитело — это ключ, который этот замок открывает. Или, в нашем случае, закрывает, делает неактивным, безопасным.
 
В теории всё замечательно. На практике после первого контакта до полноценной выработки антител проходит гораздо больше времени, чем есть в наличии. Вирусная инфекция может захватить организм за несколько часов. А антитела будут вырабатываться неделю. За эту неделю может всякое произойти. А если организм ослаблен, то процесс выработки антител может вообще нарушиться.
 
Массово болеющие дети в детском саду — это как раз и есть процесс знакомства иммунитета с инфекцией. Поскольку ребенок еще только начинает жить, его организм не знаком со множеством инфекций, то каждое такое знакомство — это новый контакт, новая команда на выработку антител. Но как раз в момент первого контакта с инфекцией антител еще нет. А значит возникает острое заболевание, которое не закончится до тех пор, пока организм эти самые антитела не наработает. На выработку антител в случае простудных заболеваний обычно уходит около недели. Именно поэтому простуды длятся как раз столько времени. Как только антитела выработаны в достаточном количестве, болезнь завершается.
 
Такой путь стимуляции иммунитета вполне естественный, природный. Если неспецифическая защита ребенка слаба, то приходится проходить через массу детских болезней. Это не только неприятно, но может быть и даже опасно, если организм ребенка ослаблен.
 
Вот чтобы застраховаться от подобного исхода событий, придумали прививки.
 
Смысл прививки в том, что в организм вводят ослабленный инфекционный агент, который не может вызвать болезнь, но может способствовать выработке антител. В ответ на прививку антитела будут выработаны и накоплены. И если вдруг потом организм встретится с этим же инфекционным агентом в природе, то организм не заболеет, так как антитела в нем уже есть и они сразу же уничтожат захватчика.
 
Это в теории. Если бы на практике все было так, то отказываться от прививок было бы не только глупо, но и преступно. Однако, есть нюансы. Эти нюансы подробно прописываются в различных инструкциях и дело медиков строго эти инструкции соблюдать. Рассмотрим основные моменты.
 
Итак, первое. Автор письма ошибается, называя вирус вакцины искусственным. Он никакой не искусственный, а самый настоящий. В искусственном просто смысла нет. Нам нужен иммунитет против вируса, который может встретиться в природе. А так как иммунитет строго специфический, то в вакцине используются только настоящие вирусы или микроорганизмы. Но чтобы такой инфекционный агент не вызывал болезнь, он должен быть ослаблен.
 
Вот такой ослабленный инфекционный агент и будет основой любой вакцины. Кроме него в вакцине присутствует вспомогательные вещества, выполняющие роль консервантов, а также другие функции.
 
Первые вакцины в основном были живые. И защищали они от самых страшных инфекций — оспы, холеры и т.д. Такие вакцины дают сильный иммунитет, который в ряде случаев сохраняется довольно длительное время. Но у такой вакцинации существует вероятность, что возникнет та самая болезнь, от которой пытаются защитить. Если организм пациента ослаблен, пациент плохо питается, часто болеет, то возникновение симптомов той самой болезни, от которой вакцинируют, вполне возможно. Пусть и в легкой форме. Такие случаи бывали особенно часто в самом начале вакцинации в 18 веке, когда врачи еще не знали ни природы болезней, ни механизмов иммунитета.
 
В наше время обычно основу вакцины составляет или полностью убитый инфекционный агент или даже какие-то его части, отдельные молекулы. Заразиться той же болезнью, от которой прививают, от любой современной вакцины в принципе невозможно. Впрочем, такие вакцины дают менее сильный иммунитет, поэтому возникает необходимость прививаться вновь и вновь. Но зато риск заражения исключен полностью.
 
Опасность здесь другая. Вакцина — это сложный комплекс биологических молекул, который нужно сохранить на длительное время, пока вакцина попадет от производителя к потребителю. Поэтому в вакцинах используются вспомогательные вещества, которые выполняют роль консервантов и стабилизаторов. Обычно именно на эти вспомогательные вещества и возникают негативные реакции, о которых шумит пресса.
 
Чтобы таких реакций не было, вакцинируемый должен быть полностью здоров. Недомогания, а тем более острые болезни являются причиной для мед.отвода от прививки. Полный список противопоказаний указан в соответствующих документах и если его соблюдать, то проблем быть не должно. Проблемы возникают там, где медики гонят план, ставя прививку всем подряд, не оценивая состояние здоровья пациента.
 
Таким образом, мы приходим к пониманию, что теоретически прививка является нужным делом. Но на практике от прививок нужно оградить детей с ослабленным здоровьем или в момент острого заболевания. Таким детям, да и взрослым, прививка может нанести вред. Безусловно, нужно выбирать качественные вакцины, в которых минимизировано количество опасных добавок.
 
То есть, бояться прививки не надо. Если ребенок здоров, то ничего страшного с ним не произойдет, а иммунитет против конкретной болезни он получит. Нужно понимать, что прививки  не обеспечивают абсолютной защиты. Это связано с тем, что современные вакцины в основном не живые, а убитые. Иммунитет от таких вакцин слабее, чем от живых, но в целом они безопаснее. Случаи заболеваний после вакцинации бывают, но в любом случае болезнь протекает легче. Бояться мед.отвода тоже не надо. Если на 100 привитых детей придется несколько непривитых, то эти непривитые тоже будут защищены.
 
Здесь мы выходим еще на один важный эпидемиологический закон, благодаря знанию которого эпидемиологи своих детей часто не прививают. Речь идет о таком понятии в эпидемиологии, которое называется коллективный иммунитет.
 
Суть этого закона в том, что если в определенной группе людей подавляющая часть из них привита, то те немногие непривитые, которые находятся среди привитых, тоже получают защиту.
 
Как это происходит? - Например, вирус попал в коллектив, где 90% людей привиты. Он начинает распространяться от человека к человеку и от каждого привитого получает мощные удары иммунитета. А вирусы, как и все другие инфекционные агенты, не однородны. Они могут быть сильнее или слабее. У них может быть способность к заражению и вызыванию болезни выше или ниже.
 
Допустим, в коллектив попал сильный вирус. Но он сразу же наткнулся на привитого человека, иммунитет которого блокирует способность вируса вызывать болезнь. Допустим, вирус после такого столкновения выжил и пошел заражать других. Но он стал слабее. Иммунитет следующего человека ослабил его еще больше. И так переходя от человека к человеку такой вирус становится слабее и слабее, пока не погибнет полностью. До непривитого участника такого коллектива этот вирус может вообще не дойти. А если и дойдет, то он будет слаб настолько, что-либо не сможет вызывать болезнь вообще, либо она будет протекать в легкой форме.
 
Вот это и есть коллективный иммунитет, когда большинство привитых своим иммунитетом защищает меньшинство непривитых. Дети и взрослые, которым нельзя ставить прививку по медицинским показаниям, тем не менее, будут тоже защищены, если будут находиться в коллективе, в котором значительная часть участников была привита.
 
Кстати, именно коллективным иммунитетом эгоистично пользуются те, кто громче всех кричит о вреде прививок. Можно много рассуждать о том, как прививки вредны, когда большинство детей все-таки прививаются и обеспечивают защитой в том числе и детей таких проповедников отказа от вакцинации.
 
Однако, представьте ситуацию: сторонники отказа от прививок победили, прививки отменили. Пройдет совсем немного времени, каких-то несколько лет, и на человечество начнут наступать оспа, чума, холера, дифтерия и прочая гадость. Мы сами не заметим, как перестанем интересоваться обычными житейскими новостями, а будем со страхом спрашивать, живы ли сегодня наши соседи, сколько человек в городе заразилось за прошедший день, какова смертность и т. д. Хотим ли мы этого? Думаю, что нет.
 
Нужно разумно относиться к вакцинации. Если нет противопоказаний, если ребенок обследован, он здоров, у него все нормально с иммунитетом, то нет причин отказываться от прививки.
 
Не с прививками нужно бороться, а требовать полноценного обследования своего ребенка перед прививкой и добиваться, чтобы использовались самые лучшие вакцины. Производство вакцин развивается. Но наряду с новыми современными и безопасными вакцинами всё ещё могут использоваться вакцины, сделанные по старым технологиям, в которых много вредных веществ, опасных для здоровья. Безусловно, выбирать нужно более безопасные вакцины.
 
И в последнем абзаце еще раз напомню, что иммунитет состоит из двух частей. Современная медицина основное внимание уделяет его второй части — специфической защите с помощью прививок. Однако, все последователи здорового образа жизни при правильных действиях в конце концов приходят к ситуации, когда неспецифическая защита работает настолько хорошо, что необходимости в специфической защите просто не возникает. Парадокс ситуации в том, что те, кому прививки не нужны, переносят вакцинацию настолько легко, как будто ее и не было. Таким людям можно прививаться от чего угодно. Только получается, что незачем.
 
 
Будьте здоровы!
 
 

Описание и Правила:

Учебный Класс Виртуальной Школы Аюрведы предназначен для размещения информации, имеющей практическое применение учащимися Школы. Сюда же помещаются дополнительные материалы к курсам Школы.

Все сообщения распределены по рубрикам. По мере развития Школы будут появляться новые рубрики.

Правила перепечатки:

Все материалы Учебного Класса могут свободно перепечатываться на других сайтах при обязательном условии указания на источник – сайт http://ayurveda-land.ru/
Поиск по сайту Школы:
Полезные источники (Йога):
Подпишитесь на мою рассылку, чтобы получать такие статьи на свой E-Mail:
Задайте свой вопрос для обсуждения в рассылке: перейти в Службу Поддержки>>>
Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ссылкой в соц.сетях: