Виртуальная Школа Аюрведы
Аюрведа для начинающих
на сайте Евгения Кобыляева
"...жизнь и знания о жизни существовали всегда. Люди всегда знали о том, как исцелять свои болезни, и действовали в соответствии с законами Аюрведы"
Чарака Самхита
Статьи по Аюрведе
Основные понятия Аюрведы
 
Само слово «Аюрведа» переводится с санскрита как «наука о жизни». Более расширенное определение говорит об Аюрведе, как о науке о факторах, препятствующих долголетию и факторах, способствующих долголетию.

Аюрведа является частью самого древнего из записанных на Земле Ведического Знания. Возраст Ведических текстов определяется примерно в пять тысяч лет. Однако сами тексты говорят о событиях, которые происходили задолго до их написания. Некоторые исследователи предполагают, что события, описанные в Ведах, происходили несколько десятков тысяч лет назад. Согласно Ведам, на Земле существовала цивилизация с высоким развитием науки и техники, в том числе и с огромными медицинскими знаниями.

На каком-то этапе своего развития эта цивилизация погибла. На ее остатках начала развиваться новая цивилизация – та, в которой сейчас живем мы с Вами. Большая часть знаний предков оказалась утраченной, но часть из них все же уцелела на территории современной Индии. Именно поэтому сейчас очень распространено ошибочное мнение, что Аюрведа – это древнеиндийская медицина. Более правильным было бы считать, что Веды и Аюрведа – наследие всего человечества. Тем более, что часть древнего знания сохранилась на территории России и получила название «Русские Веды». Этот вопрос еще изучается и вокруг него много неясностей и споров. Поэтому давайте вернемся к источникам, которые однозначно принято считать Ведическими – к индийским Ведам.

Различают четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Есть еще один древний источник – Махабхарата, которую часто называют пятой Ведой. Медицинские знания разбросаны по всем Ведам. Наибольшее количество медицинской информации содержит Атхарваведа.

В единые источники ведические медицинские знания были собраны древними святыми мудрецами Чаракой и Сушрутой. Время их жизни современные ученые относят к 3000-1500 лет до нашей эры. До наших дней дошли такие их трактаты, как Чарака Самхита и Сушрута Самхита. Чарака в основном касается терапевтического направления, а Сушрута хирургического. Принято считать, что Сушрута был первым хирургом на Земле. Он проводил достаточно сложные операции, в том числе пластические.

В древности Аюрведа располагала полным знанием о человеке, болезнях и способах их лечения. Выделялись такие направления Аюрведы, как диагностика, педиатрия, психология и психиатрия, общая терапия, хирургия, фармакология, болезни уха-горла-носа, учение об омоложении, учение о ядах и противоядиях, учение о лечении сексуальных расстройств. Многие из текстов, развивающих эти направления, на сегодня безвозвратно утрачены. Но даже те знания, которые дошли до наших дней, поражают своей эффективностью.

Вся Аюрведа базируется на философии санкхья. Согласно этой философии, материальный мир разворачивается из тела Бога-Творца посредством Пракрити. Пракрити – это внешняя природа, энергия или сила Бога.

Пракрити разворачивается через три махагуны или качества – Благости (Саттвы), Страсти (Раджаса) и Невежества (Тамаса). Ведическая литература считает Саттву, Раджас и Тамас тремя столпами материального мира. Саттва, или махагуна Благости является качеством, поддерживающим весь процесс Творения. Сам акт Творения осуществляется посредством махагуны Страсти или Раджаса. Махагуна Невежества, или Тамас, стремится разрушить сотворенный мир. Все в этом мире подчиняется махагунам Саттвы, Раджаса и Тамаса (приставка «маха-» означает «великий»). Свойство Саттвы – удовлетворенность, свойство Раджаса – боль и свойство Тамаса – лень.

Помимо всего остального, махагуны определяют и индивидуальную ментальную конституцию каждого человека. Когда контроль над человеком берут махагуны Раджас и Тамас, то это приносит страдания и болезни. Саттва-гуна способствует здоровой и долгой жизни, поэтому основополагающей рекомендацией Аюрведы является поддержание себя на этом уровне.

В процессе развития Пракрити из нее возникают все новые и новые элементы, которые сразу же попадают под контроль махагун.

Самым первым из Пракрити появляется Махат или Будхи. Определить русским языком, что это такое, достаточно сложно. В общем смысле Будхи – это основа материального мира или причина его существования. Для конкретного человека Будхи – это разум или осознанность.

Следом за Будхи возникает Ложное эго или Ахамкара – индивидуальность.

Из Ложного эго посредством махагуны Благости (Саттвы) образуются ум, пять органов чувств (уши, кожа, глаза, язык, нос) и пять органов действия (ноги, руки, анус, гениталии, рот).

Также из Ложного эго, но уже посредством махагуны Невежества (Тамаса), образуются первокачества – Звук, Шероховатость, Форма, Вкус, Запах. Из первокачеств возникают первоэлементы – Эфир, Воздух, Огонь, Вода, Земля. Причем из Звука рождается Эфир, из Шероховатости – Воздух, из Формы – Огонь, из Вкуса – Вода, из Запаха – Земля. Первокачества связаны с первоэлементами как объект наблюдения с наблюдателем.

Махагуна Страсти (Раджас) участвует как в образовании органов чувств, так и в образовании первокачеств.

Из первоэлементов Эфира, Воздуха, Огня, Воды и Земли образуются абсолютно все объекты материального мира, в том числе и живые существа.

Весь этот процесс разворачивания Пракрити и ее постепенного усложнения идет только ради Души – ее развития и самореализации. Без Души этот мир остался бы мертвым.

Души бывают двух типов: свободные Души, осознающие свою Божественную природу, и обусловленные Души – попавшие в плен материального мира. Основной задачей обусловленной Души является осознать свою истинную, Божественную природу, то есть подняться в своем сознании над махагунами.

Итак, коль скоро из первоэлементов состоит тело каждого живого существа, то именно их баланс и определяет состояние здоровья. Нарушение этого баланса приводит к болезням. Задачей всего лечения является внесение в организм недостающих первоэлементов, за счет чего восстанавливается исходный баланс первоэлементов и, как следствие, восстанавливается здоровье. Исходя из этой позиции, можно предположить, что в качестве лекарства может быть использовано любое вещество, содержащее нужный первоэлемент в необходимом количестве.

Это в теории. Практически же очень трудно определить, дисбаланс каких первоэлементов вызвал то или иное заболевание. Поэтому Аюрведа вводит понятие о дошах.

В переводе с санскрита доша – это то, что выходит из равновесия. Доши одновременно и создают, и разрушают тело. Всего различают три доши – Вата, Питта и Капха. Каждая доша состоит из двух первоэлементов: Вата – из Эфира и Воздуха, Питта – из Огня и Воды, Капха – из Земли и Воды. Так как доши состоят из первоэлементов, то наиболее правильно считать доши материальными образованиями. Неправильно видеть какую-либо аналогию между тремя махагунами и тремя дошами. Махагуны больше всего воздействуют на ум человека. Каждая из махагун стремится подчинить себе две другие – этим объясняется постоянные колебания человека между добром и злом, активностью и пассивностью, созиданием и разрушением.

Наоборот, доши воздействуют непосредственно на тело, и в них не просматривается желание подчинять друг друга.

Каждая доша управляет определенными процессами в организме. Так Вата заведует всеми функциями движения – это и движение тела в пространстве, и движение электрохимического импульса по нервному волокну. Поэтому Вату так же можно считать главной во всех вопросах регуляции работы органов и систем. Вата-доше наиболее соответствуют нервная и эндокринная системы организма. Причем надо правильно понимать это слово «соответствуют». Вата-доша и нервная система – это не одно и то же. Просто задачи Вата-доши реализуются через нервную систему.

Питта-доша управляет процессами превращения, или переваривания веществ, а так же донесения их до клеток. Питта-доше соответствуют органы пищеварительного тракта, а так же кровь.

Капха-доша управляет процессами строительства тела. То есть из тех веществ, которые переварила Питта, Капха строит собственные клетки и ткани. Капхе соответствуют кожа, кости, соединительная ткань, легкие.

Верность этого учения о трех дошах подтвердит любой врач, если вспомнит, как развивается человеческий зародыш: оплодотворенная яйцеклетка превращается в образование, состоящее из трех зародышевых листков. Из одного такого листка образуется центральная и периферическая нервная система, из другого – пищеварительный тракт, а из третьего – кожа, кости и соединительная ткань. Усматриваете аналогию с тремя дошами?

Раз доши материальные субстанции, то можно говорить об их количествах. У каждого человека количество дош, соответствующее идеальному здоровью, свое. И это количество закладывается при рождении. Вот этот баланс дош, данный человеку от рождения, называется Пракрити.

Здесь мы встречаемся с еще одним значением слова «Пракрити» - индивидуальная аюрведическая конституция, данная человеку при рождении. Все зависит от контекста, в котором применяется это слово. Когда речь идет о философии, то Пракрити – это материальная сила, энергия Творца, когда же обсуждается состояние конкретного человека, то это его индивидуальная природа, причем, данная ему при рождении. Это важное уточнение, потому что есть еще понятие «Викрити» - это тоже баланс дош, но уже «нажитый» человеком в процессе жизни.

Мы уже говорили, что доши – это то, что выходит из равновесия. То есть доши подвижны. Движения дош, ведущие к изменению их первоначального баланса (Пракрити) в конце концов, приводят к болезни. Измененное состояние дош и есть Викрити.

Суть всей аюрведической диагностики сводится к определению Пракрити, Викрити и их сравнению между собой. Такое сравнение показывает, насколько Викрити отличается от Пракрити – определяется степень дисбаланса дош.

А дальше ставится задача подобрать человеку такие вещества, первоэлементы которых дисбаланс дош уменьшат или уберут вовсе. И самым важным здесь является подбор правильной пищи.

Еще раз напомню, что Аюрведа в качестве лекарства признает абсолютно любое вещество, если оно восполняет недостающие больному первоэлементы. И пище здесь отводится главная роль.

Недаром аюрведическая поговорка гласит: «Если Вы правильно питаетесь, то лекарства Вам не нужны, а если Вы питаетесь неправильно, то лекарства Вам не помогут».

Таким образом, мы с Вами, Уважаемый Читатель, подходим к первейшей задаче, которую необходимо решить, что бы суметь воспользоваться всей мудростью Аюрведы: нужно научиться определять у себя дисбалансы дош и назначать себе диету, которая эти дисбалансы исправит.

Решению этой задачи и посвящен мой курс «Введение в Аюрведу», который в доступной форме расскажет Вам, как определить свои дисбалансы дош, и как составить самому себе оздоровительную диету.

Курс бесплатный, так что пользуйтесь.

Автор: Евгений Кобыляев.
Виртуальная Школа Аюрведы
Подпишитесь на рассылку:
В рассылке публикуются ответы на вопросы участников бесплатного учебного курса
начавших изучать и практиковать Аюрведу самостоятельно в домашних условиях.

Аюрведа стала популярна, она вызывает интерес и дает надежду на улучшение жизни. И чем больше такой интерес, тем важнее научиться правильно понимать основополагающие понятия, которые нужно усвоить в самом начале обучения.

Что такое доша, Пракрити, Викрити и прочие базовые знания - всё это необходимо с самого начала хорошо понимать, чтобы избежать ошибок в
будущем.

Эта рассылка для начинающих. Чем лучше будут усвоены начальные знания, тем качественнее будет практика Аюрведы в дальнейшем.

Мы не будем говорить здесь о Панчакарме или о лечении сложных болезней, так как это требует профессионального врачебного подхода. Но обсуждение базовых понятий, аюрведического питания и аюрведического образа жизни приветствуется. Рассылка строится в основном на вопросах читателей, хотя автор оставляет за собой право предлагать темы для разговора по своему усмотрению.
Внимание! Введенные в форму сведения не будут разглашены или переданы третьим лицам! Я гарантирую полную приватность Ваших личных данных! Подписываясь на рассылку, Вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. См. мою политику приватности
Новости сайта:
Полезная литература: