Учебный Класс
Архив рассылки для подписчиков тг-канала и курса "Введение в Аюрведу".
Подпишитесь на учебный курс "Введение в Аюрведу" и узнайте основы Аюрведы за 4 занятия. Основной акцент в курсе делается на аюрведическое питание.
Телеграм-канал
"Питание для здоровья"
Как организовать аюрведическое питание в семье?
 
06.04.2018
 
Продолжаем разбирать почту читателей и сегодня рассмотрим вопрос, интересующий многих. Письмо:
 
Здравствуйте! Читаю с интересом Вашу рассылку, потому что разъясняете многие жизненные вопросы. Поэтому решила написать о наболевшем, актуальном для многих.
Как в рамках семьи совмещать питание родных людей, учитывая что у каждого свои доши и рекомендации Аюрведы?
Аюрведа - древняя система знаний, проверенная веками, поэтому не верится, что в Индии для каждого члена семьи готовится отдельная пища, или же каждый готовит ее сам для себя, ведь помимо готовки людям еще и работать нужно.
Заранее спасибо!
 
Ответ:
 
Действительно, если считать, что аюрведическое питание — это диета по дошам, то становится весьма затруднительно все это организовать. Когда семья состоит из двух человек, то еще можно что-то сделать. Если же в семье трое или больше людей, то готовка пищи по дошам превращается в невыполнимую задачу.
 
На самом деле, питание по дошам — это лечебное аюрведическое питание. Когда человек болен, то ему предлагается особый лечебный режим, в котором среди других методов видное место занимает аюрведическая диета по дошам.
 
Допустим, у человека заболевание, связанное с дисбалансам Вата-доши. Значит, ему показана лечебная диета Ваты.
 
Но очень часто бывает ситуация, когда люди в целом здоровы. Они просто хотят питаться так, чтобы не утрачивать здоровье, а сохранять его. Для этих целей совсем не обязательно следовать какой-то лечебной аюрведической диете. Достаточно соблюдать простые правила питания, универсальные для всех. В разных статьях они уже обсуждались, давайте повторим их еще раз.
 
Правило первое. Не переедать.
 
Это главное и основное. Из-за стола нужно выходить с ощущением, что вроде как наелся, но мог бы съесть еще какое-то количество пищи. Вот когда такое ощущение возникло, надо заканчивать трапезу. А чтобы это ощущение возникло вовремя, есть надо медленно, тщательно пережёвывая пищу.
 
Многие люди при еде торопятся. Они глотают пищу большими кусками, что приводит к запоздалому появлению чувства насыщения. В итоге чувство насыщения может возникнуть тогда, когда в желудке уже не останется места, чтобы складывать туда пищу. Это неправильный стиль питания.
 
Аюрведа говорит нам, что желудок должен быть заполнен на три четверти своего объема, из которых одна четверть — это жидкость. То есть, одна четверть должна остаться пустой.
 
Конечно, затруднительно определить, какая часть желудка чем заполнена. Но вполне просто приучить себя выходить из-за стола с чувством, что наелся, но мог бы съесть еще.
 
Правило второе. В пище должны присутствовать все вкусы, но упор должен быть на сладкий вкус.
 
Напоминаю, что под сладким вкусом Аюрведа подразумевает не только сахар, но и продукты с нейтральным вкусом. То есть, крупы относятся тоже к сладкому вкусу.
 
Таким образом, питание, в котором делается некоторый акцент на крупы, будет правильным. Но при этом значительную часть должны занимать овощи и фрукты. Однако, из одних овощей питание состоять не должно. Как не должно оно состоять и только из одних круп. На сладком (нейтральном) вкусе делается именно акцент, но этот вкус не должен быть единственным или подавляющим. Все вкусы в питании должны быть, но сладкого, к которому относится и нейтральный вкус, немного больше. Всего должно быть в меру.
 
Правило третье. Использовать специи и масла.
 
Для улучшения пищеварения следует использовать специи. Вот здесь можно проявить индивидуальность, когда блюдо изначально готовится с небольшим количеством специй с относительно нейтральным вкусом — такое блюдо допустимо для каждого члена семьи вне зависимости от ведущей доши. Но при этом на столе могут быть специи, которые каждый добавляет отдельно в свою тарелку. Таким образом, блюдо приобретает индивидуальную окраску.
 
То же самое с маслами. Например, в кашу можно добавить масло Ги или растительное масло — по выбору уже самого человека. Масла может быть больше или меньше — тоже по выбору. Это дает еще одну степень индивидуальности.
 
Надо просто каждому члену семьи изучить, какие специи и какие масла подходят лично ему.
 
Разберем на примере. Семья из трех человек, которые принадлежат к трем одинарным типам Вата, Питта и Капха. Это как раз та ситуация, когда готовить отдельно для каждого становится почти невозможно.
 
Допустим, хозяйка приготовила рисовую кашу. В аюрведическом рецепте простого риса в него добавляется совсем немного соли, семян кумина и чуть-чуть масла Ги. Это, скажем так, базовое блюдо.
 
Человек Вата-типа от души бухнет в эту кашу большой кусок сливочного масла или масла Ги. А также дополнительно посолит ее или добавит сахар, в зависимости от предпочтений. Если соблюдать первое правило и не переедать, то ничего вредного в небольшой порции каши с сахаром не будет.
 
Стоит ли добавлять в такую кашу специи? Если каша поселена, то можно не добавлять, так как соль сама по себе хорошо стимулирует пищеварение. Если в кашу добавили сахар, Вата может добавить, например, масалу (рецепт ниже).
 
Человек Питта-типа добавит масла в кашу уже меньше или не станет добавлять вовсе. Можно добавить масло Ги, если будет желание. Солить кашу Питтам неблагоприятно, но немного сахара добавить можно.
 
У Питты хорошее пищеварение, поэтому какие-то специи в кашу можно не добавлять. Но если есть потребность, то той же масалы можно добавить мизерное количество.
 
Для Капхи запрет на переедание абсолютный. Никому нельзя переедать, но Капхам это особенно опасно.
 
Дополнительного масла в кашу Капха не добавляет. Зато Капхам можно специи — много и разных. Есть такая аюрведическая приправа, которую уже упоминали – называется масла. Вот ее можно сделать, насыпать в солонку и пусть Капха берет этой приправы, сколько хочет, и добавляет туда, куда хочет — хоть в кашу, хоть в чай.
 
Васант Лад дает такой рецепт масалы для пищи:
 
Взять по 1 чайной ложке молотых гвоздики, кардамона, черного перца и корицы. Добавить 5 лавровых листьев и 5 чайных ложек кайенского перца. Все смолоть и смешать. Масала готова. Хранить в закрытой таре.
 
Такая масала добавляется по вкусу в готовые блюда. Количество кайенского перца можно менять в зависимости от его остроты.
 
Капхи могут добавлять такой масалы сколько им нравится, Ваты могут использовать ее в небольших количествах. А вот Питтам такая масала не желательна или они используют ее совсем чуть-чуть.
 
Еще есть масала для чая. Это тоже вариант для индивидуализации питания. Тоже рецепт Васанта Лада:
 
Взять 1 чайную ложку молотого имбиря, по половине чайной ложки молотых гвоздики, черного перца и кардамона, по четверти чайной ложки молотых мускатного ореха и корицы. Всё смешать — продукт готов. Для приготовления чая брать щепотку на стакан кипятка.
 
Капхи могут увеличить дозу, а Ватам и Питтам лучше использовать указанную дозу, не увеличивая ее. Увеличение дозы для Питты может быть крайне неблагоприятно, однако Ваты увеличение дозировки переносят легче.
 
Есть еще интересные подходы в индийской кухне. Это чаи для каждой доши, а также пикули, чатни и райты. Всё это особые дополнения к основным блюдам, которые делают акцент либо на усилении пищеварения, либо на действии на какую-то дошу.
 
Эти дополнения совсем несложно приготовить. Некоторые готовятся не сложнее масалы, которую мы здесь обсудили. Но этими дополнениями питание легко сделать индивидуальным.
 
Рецептов с сети много — Вы легко их найдете. Есть известная книга Васанта Лада "Аюрведическая кулинария", из которой я взял рецепты для этой статьи. Эту книгу Вы тоже легко найдете.
 
Индивидуализировать питание для членов семьи на самом деле несложно. Если в семье люди здоровы и им не требуется полностью отдельное лечебное питание, то блюда хозяйка может готовить одни и те же для всей семьи. Но каждый член семьи делает свою пищу индивидуальной, выбирая нужные ему специи и масла.
 
Будьте здоровы!
Поиск по сайту Школы:
Подпишитесь на рассылки:
1. Учебный курс
Введение в Аюрведу
Рассылка курса "Введение в Аюрведу" ведется сервисом рассылок "Дашамэйл". Нажмите на кнопку "Подписаться!" для перехода к подписке на сайте "Дашамэйл" (откроется в новом окне).

2. "Введение в Аюрведу в вопросах и ответах"

В рассылке публикуются ответы на вопросы подписчиков, начавших изучать и практиковать Аюрведу самостоятельно в домашних условиях. Рассылка ведется через старейший рассылочный сервис Рунета Subscribe.Ru

Для подписки нажмите на кнопку ниже и перейдите на страницу рассылки на сайте Subscribe.Ru
Рассылка 'Введение в Аюрведу в вопросах и ответах'
Задайте свой вопрос для обсуждения в рассылке: перейти в Службу Поддержки>>>
Если Вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ссылкой в соц.сетях:
Описание и Правила:

Учебный Класс Виртуальной Школы Аюрведы предназначен для размещения информации, имеющей практическое применение учащимися Школы. Сюда же помещаются дополнительные материалы к курсам Школы.
 
Все сообщения распределены по рубрикам. По мере развития Школы будут появляться новые рубрики.

Правила перепечатки:

Все материалы Учебного Класса могут свободно перепечатываться на других сайтах при обязательном условии указания на источник – сайт https://ayurveda-land.ru/